Инь-йога как разновидность телесной психотерапии.
Что такое психосоматика?
«Тело – лучший друг и советчик», – Лиз Бурбо.
Душа и тело неотделимы друг от друга. Любые соматические расстройства имеют свои психологические причины, одновременно как психологические проблемы влекут за собой болезни тела. Психосоматика — это тесное отражение душевной жизни человека. И здесь речь идет как о телесном проявлении заблокированных эмоций (к примеру, в виде мышечных закрепощений), так и проявление прочих подсознательных процессов, связанных с нарушением сознательно-подсознательной коммуникации.
Таким образом, тело выступает неким экраном, на который проецируются все скрытые переживания и психологические травмы, происходит самопроизвольная разгрузка подсознания, которая влечет за собой неприятные для жизни человека последствия в виде различной телесной симптоматики, что в свою очередь в значительной степени ухудшает качество жизни в целом.
При этом важно помнить, что связь тела и психики всегда двусторонняя: также как исцеление от телесных недугов может происходить через терапию в кабинете психолога в виде оказания психологической помощи, поддержки и сопереживания, так и освобождение от психологических проблем будет эффективным через работу с телом (телесная психотерапия).
Таким образом, тело выступает неким экраном, на который проецируются все скрытые переживания и психологические травмы, происходит самопроизвольная разгрузка подсознания, которая влечет за собой неприятные для жизни человека последствия в виде различной телесной симптоматики, что в свою очередь в значительной степени ухудшает качество жизни в целом.
При этом важно помнить, что связь тела и психики всегда двусторонняя: также как исцеление от телесных недугов может происходить через терапию в кабинете психолога в виде оказания психологической помощи, поддержки и сопереживания, так и освобождение от психологических проблем будет эффективным через работу с телом (телесная психотерапия).
Как можно помочь человеку посредством телесной психотерапии?
«Разрубить клубок проблем наиболее естественным, надёжным и простым способом, помогая человеку вступить в сознательный диалог с собственным подсознанием на его «родном» языке — языке тела», – Марк Сандомирский.
Суть телесной психотерапии заключается в том, чтобы познакомить человека со своим телом – не просто слушать, но слышать его, понимать те сигналы, которое оно передает. Обеспечить человека возможностью без долговременных бесед и разборов прийти к решению насущных жизненных проблем и внутренних противоречий, создать канал саморегуляции, оперативной психологической самопомощи и обеспечить себя устойчивым «психологическим иммунитетом».
Методы телесной психотерапии могут служить универсальным и доступным инструментом психологической самопомощи, когда человек берет ответственность за те или иные психологические трудности на себя, не смещая фокус внимания на процесс решения проблемы, а сохраняя правильное целеполагание – необходимость эту самую проблему решить.
Посредством такого «инструмента» человек может избавиться как от личных сиюминутных проблем, так и серьезных психологических травм. Более того, обучиться отслеживать телесные проявления ментальных трудностей и негативных состояний и вовремя предпринимать корректные действия, направленные на избавление от дискомфорта.
Помимо всего прочего, применение методов телесной психотерапии дает возможность обрести свое место в жизни, налаживая контакт с самим собой, а через себя со всем окружающим миром. Обрести самость, выявив возможности собственной личности, продвигаться вперед по пути самосовершенствования.
Методы телесной психотерапии могут служить универсальным и доступным инструментом психологической самопомощи, когда человек берет ответственность за те или иные психологические трудности на себя, не смещая фокус внимания на процесс решения проблемы, а сохраняя правильное целеполагание – необходимость эту самую проблему решить.
Посредством такого «инструмента» человек может избавиться как от личных сиюминутных проблем, так и серьезных психологических травм. Более того, обучиться отслеживать телесные проявления ментальных трудностей и негативных состояний и вовремя предпринимать корректные действия, направленные на избавление от дискомфорта.
Помимо всего прочего, применение методов телесной психотерапии дает возможность обрести свое место в жизни, налаживая контакт с самим собой, а через себя со всем окружающим миром. Обрести самость, выявив возможности собственной личности, продвигаться вперед по пути самосовершенствования.
А при чём здесь инь-йога?
«Психологическая проблема всегда имеет внутреннее (подсознательное) решение, до определенного времени не осознаваемое самим носителем проблемы», – Милтон Эриксон.
В практике инь-йоги мы обеспечиваем себя длительными периодами покоя, во время которых у нас есть возможность внимательнее подмечать перемены в своем психоэмоциональном состоянии и телесном восприятии. С точки зрения работы тела мы используем поток ощущений внутри поз, как якорь для внимания. Сохраняя позицию наблюдателя для самого себя, мы тем самым имеем возможность услышать нужды и потребности тела, а также остановить внутренний диалог, тот самый процесс аналитического мышления с доминированием словесно-логического левого полушария и обратиться к правополушарному мышлению, связанному с активизацией подсознательно-интуитивных механизмов психики и наглядно-образного мышления (более природно-естественного детского состояния ума).
Посредством релаксационного подхода в практике инь-йоги нервная система практикующего возвращается в свое естественное состояние, свободное от трудностей, связанных с чрезмерной интеллектуализацией и социально-культурными устоями. Из этого, как следствие, возникает экологичная эмоционально-телесная раскрепощенность, а именно свобода подсознательного выражения, заключающаяся в освобождении эмоций от гнета сознательного контроля и большего понимания языка своего тела.
Во время практики инь-йоги мы удерживаем контакт с настоящим моментом, то есть «заземляемся», что в свою очередь являетсяосновным психологическим механизмом для улучшения фокуса и развития устойчивости внимания. Переходя от искусственно развитой и привычной для нас многозадачности (когда мы удерживаем несколько точек внимания одновременно) к однонаправленности (навыку удержания внимания на выбранном фокусе).
Оставаясь внимательными к одному феномену, освобождаем пространство для самого себя, снимая все обусловленности и освобождаясь от потоков ненужной информации, которую наш мозг так или иначе перерабатывает на постоянной основе. Позволяем проявляться любым качествам тела и ума, не вмешиваясь в процесс, занимаем принимающую позицию.
Учимся отличать что на самом деле происходит в сфере наших органов чувств от суждений и интерпретаций ума, которые на этот счет возникают. Спокойно воспринимаем возникающий телесный дискомфорт в позах, таким образом не только освобождаясь от психосоматических зажимов, но и расширяя свое окно толерантности к стрессу (умение справляться с возникающими на постоянной основе стрессовыми ситуациями).
Гармоничное слияние тела, души и сознания в практике инь-йоги дарит нам гораздо более важные перемены, нежели чем просто возросшее здоровье и прилив сил. Она возвращает нам природную целостность, ощущение принадлежности и единства с миром, в котором мы живем.
Посредством релаксационного подхода в практике инь-йоги нервная система практикующего возвращается в свое естественное состояние, свободное от трудностей, связанных с чрезмерной интеллектуализацией и социально-культурными устоями. Из этого, как следствие, возникает экологичная эмоционально-телесная раскрепощенность, а именно свобода подсознательного выражения, заключающаяся в освобождении эмоций от гнета сознательного контроля и большего понимания языка своего тела.
Во время практики инь-йоги мы удерживаем контакт с настоящим моментом, то есть «заземляемся», что в свою очередь являетсяосновным психологическим механизмом для улучшения фокуса и развития устойчивости внимания. Переходя от искусственно развитой и привычной для нас многозадачности (когда мы удерживаем несколько точек внимания одновременно) к однонаправленности (навыку удержания внимания на выбранном фокусе).
Оставаясь внимательными к одному феномену, освобождаем пространство для самого себя, снимая все обусловленности и освобождаясь от потоков ненужной информации, которую наш мозг так или иначе перерабатывает на постоянной основе. Позволяем проявляться любым качествам тела и ума, не вмешиваясь в процесс, занимаем принимающую позицию.
Учимся отличать что на самом деле происходит в сфере наших органов чувств от суждений и интерпретаций ума, которые на этот счет возникают. Спокойно воспринимаем возникающий телесный дискомфорт в позах, таким образом не только освобождаясь от психосоматических зажимов, но и расширяя свое окно толерантности к стрессу (умение справляться с возникающими на постоянной основе стрессовыми ситуациями).
Гармоничное слияние тела, души и сознания в практике инь-йоги дарит нам гораздо более важные перемены, нежели чем просто возросшее здоровье и прилив сил. Она возвращает нам природную целостность, ощущение принадлежности и единства с миром, в котором мы живем.